Главная Информация Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути

PDF

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути

I. Общие положения

1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) или владельцев железнодорожных путей необщего пользования1.

2. Правила распространяются на физических лиц, в том числе пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с размещением объектов в зонах повышенной опасности и проведением в них работ.

II. Нахождение граждан в зонах повышенной опасности

3. Посадка пассажиров в вагоны или высадка пассажиров из вагонов производится после полной остановки поезда со стороны пассажирской платформы и в пределах пассажирской платформы при ее наличии.

4. При нахождении граждан в зонах повышенной опасности и при пользовании железнодорожным подвижным составом гражданам запрещается:

1) подлезать, пролезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;

2) перелезать под и через автосцепные устройства между вагонами;

3) заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы во время движения поезда в пределах пассажирской платформы до полной остановки поезда;

4) бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;

5) оставлять сопровождаемых несовершеннолетних детей без присмотра, допускать их неконтролируемое перемещение по пассажирской платформе, в том числе устраивать подвижные игры;

6) прыгать с пассажирской платформы или находиться под ней;

7) переходить по железнодорожному переезду и пешеходному переходу при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума, а при отсутствии светофора на железнодорожном переезде - в пределах видимости приближающегося к переезду железнодорожного подвижного состава;

8) подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и сигнальных устройств, воздушных линий и искусственных сооружений;

9) приближаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи (далее - провода);

10) приближаться к оборванным проводам;

11) повреждать, загрязнять, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;

12) оставлять на железнодорожных путях посторонние предметы;

13) провозить в качестве ручной клади вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества2. Перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в качестве ручной клади осуществляется в соответствии с требованиями, установленными частью первой статьи 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"3;

14) проезжать и переходить через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил;

15) находиться на железнодорожных путях (в том числе ходить по ним, сидеть на рельсах), ходить вдоль железнодорожных путей;

16) пользоваться летательными аппаратами, передвигаться на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных средствах, а также с использованием спортивного инвентаря, кроме детских и инвалидных колясок;

17) разводить костры, пользоваться пиротехническими устройствами;

18) оставлять без присмотра ручную кладь;

19) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности;

20) подходить к вагонам до полной остановки поезда;

21) прислоняться к железнодорожному подвижному составу, в том числе находящемуся без движения;

22) осуществлять посадку в поезд и высадку из поезда во время движения;

23) стоять на подножках и переходных площадках железнодорожного подвижного состава;

24) открывать двери вагона во время движения и остановок поезда, а также препятствовать их открытию или закрытию, задерживать отправление поезда;

25) высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров вагонов;

26) проезжать в местах, не оборудованных для проезда;

27) потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию4 (кроме вагонов-ресторанов);

28) употреблять наркотические средства и психотропные вещества5;

29) находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность6;

30) курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов7;

31) подниматься на крышу и (или) проезжать на крыше железнодорожного подвижного состава, автосцепных устройствах и на иных элементах железнодорожного подвижного состава;

32) проникать в кабины управления железнодорожного подвижного состава, а также осуществлять проезд в них, за исключением работников железнодорожного транспорта, исполняющих должностные обязанности;

33) наносить надписи, наклейки, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности вагонов, а также на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - объекты инфраструктуры) без письменного разрешения перевозчика или владельца инфраструктуры;

34) использовать вагоны и объекты инфраструктуры для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также благотворительной деятельности без письменного разрешения перевозчика или владельца инфраструктуры;

35) заниматься попрошайничеством;

36) использовать музыкальные инструменты и средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов) в вагонах и на объектах инфраструктуры без письменного разрешения перевозчика;

37) использовать наушники для прослушивания музыки, речи и иных звуковых сигналов (кроме слуховых аппаратов), находясь на пассажирской платформе, железнодорожном переезде, железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования;

38) засорять и загрязнять, а также повреждать железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры;

39) проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объекта инфраструктуры;

40) препятствовать выполнению должностных обязанностей работниками железнодорожного транспорта;

41) предпринимать действия, имитирующие совершение противоправных действий либо подготовку к их совершению, препятствующие работе железнодорожного транспорта, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности пассажиров и иных лиц;

42) находиться в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров;

43) сбрасывать, протягивать и высовывать с мостов в районе контактного провода какие-либо предметы, осуществлять любые действия, которые могут привести к соприкосновению с контактным проводом;

44) сидеть на перилах и ограждениях мостов, прыгать с них, сбрасывать посторонние предметы;

45) подниматься, свешиваться и перелезать через ограждения вдоль железнодорожного полотна, на пешеходных мостах и переходах через железнодорожные пути, а также перекидывать через ограждения предметы;

46) находиться с длинномерными предметами, которые создают угрозу жизни от соприкосновения с контактной сетью на электрифицированных участках железнодорожного пути, в целях исключения случаев травмирования граждан;

47) пользоваться (применять) лазерными указками;

48) повреждать или иными способами воздействовать на кабельные коммуникации автоматики, связи и энергоснабжения.

5. При нахождении на пассажирских платформах гражданам необходимо:

1) обеспечивать информирование работников железнодорожного транспорта о наличии препятствий для движения поездов;

2) подавать сигнал для остановки поезда возможным способом в случаях возникновения ситуации, требующей экстренной остановки железнодорожного подвижного состава (сигнал остановки поезда (маневрового состава) подается круговым движением руки или какого-либо предмета);

3) держать сопровождаемых малолетних8 детей за руку или на руках при перевозке их без использования детских колясок;

4) пропускать сопровождаемых малолетних детей впереди себя при посадке в вагон;

5) информировать о посторонних и (или) забытых предметах работников железнодорожного транспорта.

III. Размещение объектов в зонах повышенной опасности и выполнение в этих зонах работ

6. Размещение объектов в зонах повышенной опасности осуществляется в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, документами по стандартизации, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"9, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"10, Земельным кодексом Российской Федерации11, Градостроительным кодексом Российской Федерации12, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 147913 (далее - Правила противопожарного режима), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 28614 (далее - Правила технической эксплуатации).

7. Выполнение работ в зонах повышенной опасности, в полосе отвода железной дороги должно производиться в соответствии с требованиями, установленными статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации15, Правилами противопожарного режима, Правилами технической эксплуатации, Правилами по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2020 г. N 652н16, при условии обеспечения безопасности движения поездов и производства маневровой работы и при наличии письменного разрешения владельца инфраструктуры, владельца железнодорожного пути необщего пользования.

8. В целях информирования пассажиров о правилах поведения и действиях граждан в зонах повышенной опасности и в железнодорожном подвижном составе перевозчиком и владельцем инфраструктуры применяется звуковое информирование, табло, мониторы, а также схемы, указатели.

9. В случае возникновения пожаров, аварий и стихийных бедствий владелец инфраструктуры должен пропустить в зону повышенной опасности расчеты пожарных и аварийно-спасательных служб, а также бригады скорой и неотложной помощи.

IV. Проезд и переход через железнодорожные пути

10. Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

11. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

12. Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается по пешеходным переходам в одном уровне с железнодорожными путями с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.

13. При пересечении гражданами железнодорожных путей на транспортных средствах должны соблюдаться нормы, установленные разделом 15 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 109017.

14. Граждане перед переходом через железнодорожные пути по пешеходному настилу должны обеспечить личную зону видимости приближения железнодорожного транспорта и слышимости подаваемых машинистом или другим работником железнодорожного транспорта звуковых сигналов (снять капюшон и наушники), убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.

15. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы18.